Цифровая грамотность

Своим опытом формирования у студентов первых курсов цифровых компетенций поделилась кандидат экономических наук, заместитель директора по учебно-методической работе и цифровизации образовательного процесса ИПЭ и Ф Казиева Бэлла Валерьевна:

Для преодоления разрыва между знаниями, которые получают студенты в вузе и теми навыками, владение которыми ожидают от них работодатели, мы решили активно применять в дисциплине «Цифровые информационно-коммуникационные технологии и искусственный интеллект» идею, предложенную компанией «Partnership for 21st Century Skills». Этот метод обучения построен на сочетании  «4 К»: Коммуникации, Креативности, Критическом мышлении и Командной работы.

В рамках разработанного нами учебного курса студенты учатся читать и писать академические тексты, развивают навыки критического мышления и анализа проблем цифровизации общества, работают в команде, выполняют свои первые научно-исследовательские проекты. Также у обучающихся формируются навыки работы в LMS-системе университета и использования современных цифровых сервисов, платформ (например, компании Google). 

Первокурсники еженедельно выполняют кейсы для самостоятельной работы. Один из последних состоял из выполнения в «малых группах» исследований по следующим темам:

  • История развития Интернет. Как устроен Интернет. Будущее Интернет;
  • «Грязь» человечества: проблема борьбы с «темным» Интернетом (darknet);
  • Онлайн-мошенничество (интернет-мошенничество): риски и защита. Фишинг;
  • Цифровая (информационная) гигиена vs манипуляция сознанием: риски и защита;
  • Информационное право: правовая защита персональных данных; право интеллектуальной собственности на контент сети Интернет; право на забвение;
  • Культура интернет-коммуникаций: грамотное и эффективное общение в социальных сетях, мессенджерах, почтовых сервисах;
  • Бестиарий Интернета: хейтеры, тролли, буллеры, сталкеры, боты. Экология онлайн-общения;
  • Социальная инженерия: понятие и техники, меры противодействия. Пользование цифровыми медиа: фейковые новости и критическое мышление;
  • Цифровой этикет: понятие, отличие от классического этикета. Правила эффективной онлайн-коммуникации. Правила подготовки резюме (личное, резюме встречи). Правила групповой переписки;
  • «Цифровая» зависимость: от социальных сетей, гаджетов. Экономические, социальные и психологические угрозы «цифровой» зависимости. Способы борьбы с проблемой.

Команды, состоящие из 2-4 студентов, получили задание:

  • на основе доступных источников информации обобщить, изучить и скомпилировать материал по выбранной теме, сформировать глоссарий, сделать подборку интересных примеров из практики;
  • совместно обсудить подготовленный каждым участником «малой группы» материал и составить общий доклад;
  • подготовить презентацию к докладу (выполняя ряд требований к ее структуре и оформлению) с использованием известного цифрового сервиса;
  • подготовиться к защите результатов проведенного исследования (по установленному таймингу).

Защита работ была проведена на практических занятиях в каждой из академических групп 1 курсов направлений 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.